МИШОТТ

МИШОТТ
(Michotte) Альберт Эдвард (1881 — 1965)— бельгийский психолог, специалист в области психологии восприятия. После завершения философского образования в Католическом ун-те г. Лу-вэна (д-р философии, 1900) приступил к преподавательской деятельности, сначала в Институте высшей философии (1905), затем в Лувэнском ун-те (1905—1956); преподавал в Утрехтском ун-те (1914— 1918). Был президентом 15-го Международного конгресса по психологии (1957) и Международного союза научной психологии (до 1960 г.). С 1912 г. — редактор Etudes de Psychologie и с 1928 г. — соредактор Journal of General Psychology. Учитель П. Фресса. В начале своей научной карьеры М. в 1906 г. проходил научную стажировку в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в 1907— 1908 гг. — в Вюрцбурге у О. Кюльпе, с которым познакомился во время конгресса экспериментальной психологии, проходившего в Вюрцбурге, и который оказал большое влияние, в частности, тем, что указал на труды Ф. Брентано, Э. Маха, А. Мейонга, Э. Гуссерля, X. Эрефельса и К. Штумп-фа. Первые эксперименты М. (1906— 1914) до Первой мировой войны были посвящены изучению логической памяти и сознательного выбора. В основном под влиянием Кюльпе он применял метод систематической экспериментальной интроспекции. Затем произошел его отказ от этого подхода, сопровождавшийся критикой метода систематической интроспекции, при этом М. переориентировался на бихевиористские методологические установки. В этот период он ставит ряд новых вопросов о восприятии и осуществляет новаторские экспериментальные исследования визуального (в том числе стробоскопического), тактильного, кинестетического восприятия, психологического ритма, моторного научения. Позитивный склад ума позволил М. разработать различные объективные измерительные инструменты, которые оказались достаточно ценными при интерпретации полученных данных. Что касается изучения М. логической памяти, вопроса большой теоретической значимости, то он исследовал возобновление части целого, которое потом ведет к прямому воспроизведению другой части. Таким образом, начинается активный поиск пропущенного фрагмента, за которым следует реконструкция интегрального целого. Эта концепция, разработанная в 1908 г., предполагала явно гештальтист-ский способ видения процессов, но была опубликована лишь в 1912 г. Это был год рождения гештальтпеихологии в сфере перцепции, но М. уже разработал концепцию гештальта в сфере памяти. Вернувшись после войны в Бельгию, он возобновил преподавание и исследовательскую работу в Лувэне, где в 1923 г. основал при Лувэнском ун-те Колледж педагогики и психологии. В 1944 г. Колледж получил статус ин-та, который имел право присуждать степень д-ра психологии. Особую известность М. принесли эксперименты, проводившиеся с 1940 г. по 1965 г., по изучению восприятия причинности и сохранения объекта (эффект туннеля). Он установил, что впечатление, будто объект А обусловливает движение объекта Б, возникает только при определенных условиях: когда есть преемственность во времени, в направлении, скорости (La perception de !a causalite . Louvaine, 1946; в рус.пер.: Восприятие причинности // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., МГУ, 1975; Causalite, permanence et realite phenomenales. Louvaine, 1946). Исследования же сохранения объекта позволили выявить, что условием такого сохранения является, например, постепенность исчезновения частей объекта. Но самый главный вывод, который был сделан М. по результатам этих экспериментов, заключался в том, что восприятие причинности и сохранения является таким же сенсорным фактом, как и восприятие цвета или звука, пространства или времени. М. подчеркивал важность для психического развития также и тактильно-кинестетического восприятия причинности, хотя экспериментальных исследований этого процесса он не проводил. На протяжении последних 25 лет жизни М. вдохновлялся идеей о том, что именно в границах действия нужно изучать такие процессы, как восприятие и эмоции. Эта работа привела его к исследованию других аспектов восприятия, например, изучению движений животных, включая сюда интенциональный характер определенных движений и их аффективное и эмоциональное значение(в полете или в нападении) в связи с проекцией феноменологических свойств на воспринимаемые объекты; а также феноменальное постоянство объектов (The emotional significance of movement / The Nature of Emotion, Baltimore, 1968). Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Нужна помощь с курсовой?

Полезное


Смотреть что такое "МИШОТТ" в других словарях:

  • Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк — (13.10.1881, Брюссель 1965) бельгийский психолог. Биография. После завершения своего философского образования в Католическом университете г. Левена (доктор философии, 1900) приступил к преподавательской деятельности, сначала в Институте высшей… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, Барон Ван — ден Берк (13.10.1881, Брюссель 1965) бельгийский психолог. После завершения своего философского образования в Католическом университете г. Левена (доктор философии, 1900) приступил к препод …   Психологический словарь

  • ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt структура, образ, форма, конфигурация) одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит… …   Философская энциклопедия

  • Жерлаш, Адриен де — Адриен де Жерлаш Adrien Victor Joseph de Gerlache de Gomery …   Википедия

  • Де Жерлаш, Адриен — Адриен де Жерлаш Адриен Виктор Жозеф, барон де Жерлаш де Гомери (фр. Adrien Victor Joseph de Gerlache de Gomery) 2 августа 1866 г., Хасселт, Лимбург, Бельгия  4 декабря 1934 г., Брюссель. Бельгийский полярный исследователь, офицер ВМФ Бельгии,… …   Википедия

  • Жерлаш — Жерлаш, Адриен де Адриен де Жерлаш Адриен Виктор Жозеф, барон де Жерлаш де Гомери (фр. Adrien Victor Joseph de Gerlache de Gomery) 2 августа 1866 г., Хасселт, Лимбург, Бельгия  4 декабря 1934 г., Брюссель …   Википедия

  • Геллер, Стефан — Стефан Геллер Основная информация …   Википедия

  • гештальтпсихология — Психология формы (гештальтпсихология) Эренфельс, градская школа, вюрцбургская школа     Психология формы, или гештальтпсихология (от нем. Gestalt форма), берет свое начало с исследования Христиана фон Эренфельса (1859 1932) «О качестве формы»… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • вюрцбургская школа — группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале ХХ в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»